Химки, улица Калинина
+7 (495) 790-78-72
Пн. — Пт. 08:00 – 20:00
Записать

Развитие ребенка в 3 года

Развитие детей младшего возраста происходит очень стремительно. Так речь трехлетнего ребенка очень сильно отличается от односложного лепета, который малыш использовал всего полгода назад. Маленький собеседник уже довольно хорошо складывает слова в предложения, правильно применяя падежи и склонения. На данном этапе развития ребенка в 3 года в его арсенале уже имеется около 1 500 слов, 600 из которых он использует весьма активно и часто. Несмотря на то, что к этому времени не все дети могут похвастаться свободным общением и правильным произношением некоторых шипящих и сонорных согласных, существуют некоторые нормы речевого поведения, которые соответствуют гармоничному развитию ребенка от 3 до 4.

В соответствии с нормами ВОЗ ребенок 3-4 лет должен:

  • знать свое имя, фамилию, а также имена папы, мамы и людей из близкого окружения и уметь произнести их;
  • использовать в разговорной речи предложения, состоящие 5 и более слов, с правильным применением предлогов;
  • использовать в предложении существительные, местоимения и глаголы;
  • запоминать небольшие стихотворения и кусочки из прозы, а затем пересказывать их по памяти;
  • без труда узнавать и называть известные ему предметы;
  • составлять рассказ по предложенной картинке, в котором будет присутствовать не около пяти несложных предложений;
  • правильно применять во время разговора слова число: единственное /множественное;
  • уметь вне предложения применять прилагательные слова, используя их для обозначения явлений или передачи характера предметов;
  • различать и правильно использовать антонимы, например высокие/низкие, мелкие/глубокие и т.д.;
  • живо участвовать в беседе, без труда отвечая на поставленный вопрос.

Как правило, в развитии ребенка в 3 года начинается новый виток, который можно назвать возрастом «Почемучек». Дети начинают задавать вопросы обо всем на свете, начиная от самых простых до таких, на которые ответить можно не сразу. Очень важно в данный период запастись терпением и не только стараться удовлетворить жажду знаний малыша ответом на заданные вопросы, но и попытаться все время включать его в диалог, рассказывая о чем-то новом и интересном для него, предлагая маленькому оратору самому поделиться впечатлениями, например, от прочитанной книги или просмотренного мультфильма. В возрасте от трех лет дети с радостью откликаются на заучивание понравившихся стихов и кусочков прозы. Такие занятия также помогут развить память и обогатить речь ребенка.

Мышление

Речевому развитию детей младшего возраста, как правило, способствует не только общение, но и развитие мышления, которое у ребенка трех лет тесно связано с разговорной речью. Увидев что-то интересное, ребенок будет пытаться объяснить понятные ему причинно-следственные связи, сделать свои умозаключения и рассказать о них сверстникам и взрослым собеседникам. Так, в соответствии с положенным развитием ребенка от 3 до 4 лет он будет:

  1. Пробовать себя в составлении несложных логических цепочек, основой которых будут выступать собственные наблюдения или рассказы взрослых. Так, если утром он увидит на земле лужу, то поймет, что ночью шел дождь.
  2. Применять сравнительный анализ для нахождения сходств и отличий среди представленных ему картинок и предметов. Дети старше 3 лет обычно легко группируют вещи в соответствии с общим признаком и находят «лишние».
  3. Помнить события предыдущего дня и недавнего прошлого и рассказывать о них.
  4. С легкостью справляться с пазлами, состоящими из 6-8 элементов, с удовольствием собирать пирамидку в соответствии с величиной колец и башенку, стараясь выронить детали для большей устойчивости конструкции.
  5. Различать понятия «один/много», считать до 5, показывая на пальцах полученное число.
  6. Демонстрировать знания цветов (около десяти), несложных геометрических фигур, различных времен года, в соответствии с календарем. Как правило, трехлетние дети называют овощи, фрукты и растения, растущие в их полосе.
  7. Без труда сравнивать и группировать предложенные фигуры в соответствии с их формой, цветом, размером и прочим характеристикам.

Развитие ребенка от 3 до 4 лет характеризуется тем, что он начинает принимать довольно сложные решения, пытаясь оправдать совершенные им поступки. Этот возрастной период идеален для развития творческой составляющей личности. Ребенок с радостью откликнется на совместные занятия лепкой, рисованием, конструированием из природных материалов. Помимо творческого и мышленческого развития, это будет положительно сказываться на мелкой моторике малыша.

Развитие моторики

По мнению специалистов, развитие моторики у дошкольников является одной из важнейших задач. Заниматься ей, как правило, начинают с весьма юного возраста и продолжают вплоть до поступления ребенка в школу. Приобретенные за это время навыки помогут будущему школьнику получить четкость письма и легко освоить правильное положение ручки во время письма.

Дети трех лет могут похвастаться такими навыками как:

  • изготовление бус из горошин, бусинок и других мелких предметов;
  • лепка шариков из пластилина и глины;
  • резка бумаги ножницами;
  • составление несложных орнаментов из мозаики.

Мелкую моторику можно развивать с помощью различных игр и упражнений, которые позволяют совершенствовать двигательные навыки. Так, ежедневное выполнение простой пальчиковой гимнастики до и после занятий отлично развивает моторику ребенка.

Бытовые навыки

У детей в возрасте трех лет проявляется особая тяга к самостоятельности. Они начинают сами чистить зубы и пытаться завязывать шнурки. Происходит стремительное развитие бытовых навыков, в которые входят все необходимые гигиенические и повседневные процедуры, такие как:

  • умение самостоятельно одеваться; при этом многие дети в возрасте 3 лет отличают правую и левую ноги и могут найти верную сторону одежды;
  • узнавание своих вещей и умение использовать их по назначению: чистить зубы своей щеткой и вытираться своим полотенцем;
  • желание самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы на одежде и складывать ее в шкаф или контейнер для грязного белья после использования;
  • проведение уборки в комнате после игр, расставляя игрушки по местам: мелкие детали в контейнеры, кубики в коробку, кукол на полку и т.д.;
  • самостоятельное использование во время еды ложки, а иногда и вилки;
  • использование по назначению носового платка, удаление остатков еды с лица бумажной салфеткой или полотенцем;
  • мытье рук после прогулки и перед приемом пищи, вытирая их с помощью полотенца;
  • умение самостоятельно раздеться и снять обувь по возвращению домой с улицы.

Все бытовые навыки, которыми должен владеть ребенок 3х лет, закладываются родителями и близкими ребенка. Если дети не выполняют действия, соответствующие возрастным нормам, то в данном случае это не приравнивается к отставанию в развитии, а расценивается, как упущение со стороны родителей.

Двигательные навыки

Трехлетний ребенок очень активен и подвижен. Он не испытывает проблем с координацией, двигаясь свободно и легко. К трем годам малыши способны:

  • уверенно и быстро бегать;
  • выполнять различные манипуляции с мячом: пинать, подкидывать, ловить;
  • без труда подниматься и спускаться по горизонтальным и вертикальным лестницам, чередуя ноги, некоторые, особо активные дошкольники, могут даже перепрыгивать через ступеньку;
  • самостоятельно забираться и скатываться с горки;
  • удерживать равновесие при длительной ходьбе на носочках;
  • ходить спиной назад;
  • управлять трехколесным велосипедом;
  • удерживать равновесие при прыжках на одной ноге;
  • кувыркаться вперед/назад.

Бушующей в малыше энергии стоит дать правильный вектор, направив ее на развитие физических способностей, например, отдать ребенка на ОФП или в бассейн. Под руководством опытного тренера занятия плаванием отлично развивают двигательные функции и координацию.

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Возможности психики трехлетнего ребенка уже довольно велики. Неплохо ориентируясь в пространстве, малыш может показать, где находится ближайший магазин или площадка для игр. Он способен сконцентрироваться на каком-то деле до пяти минут и больше, что дает большой простор для занятий обучающими играми, в которых надо описать последовательность действий, нарисованных на картинке, или описать что-то по памяти.

В данном возрастном периоде активно развивается фантазия и воображение, поэтому в своих рассказах ребенок зачастую приукрашивает какие-то события или явления. Неверно воспринимать это как ложь.

Дети начинают отделять себя от родителя, активно проявляя свою личность через протест и иной раз неоправданную самостоятельность. Местоимение «мы» заменяется на «я», а послушные еще вчера дети становятся капризными грубиянами. Пытаясь полностью подчинить ребенка, который переживает так называемый «кризис трёх лет», можно привести к еще большей агрессии со стороны малыша и потери его доверия к Вам. В данном случае нужно попытаться найти компромисс и научиться «пережидать» бурю эмоций, не поддаваясь ее волне.

Навыки социального общения

Начиная с трехлетнего возраста, у ребенка возникает потребность в социализации. Одного общения с родителями ему уже недостаточно. Он стремиться играть со сверстниками, вести с ними диалог и знакомить со своим фантазийным миром. Так, к трем годам ребенку очень важно:

  • заводить знакомства с другими детьми, зачастую предпочитая коллективные игры самостоятельным;
  • понимать и следовать правилам, предложенным в определенной игре;
  • предотвращать возможную опасность во время игры, самостоятельно определив ее;
  • при контакте со знакомыми людьми употреблять такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

    Чтобы ребенок мог «похвастаться» перечисленными выше навыками и умениями, с ним необходимо заниматься, привлекая его к активным и познавательным играм, отправляясь на площадки с детьми и т.д. Каждый день дошкольника должен нести новые положительные эмоции и тактильные ощущения. При этом очень важно не переусердствовать и в вечернее время активные игры переводить в спокойные, например, чтение, а также соблюдать режим дня.